Пояснительная записка к учебному плану.
Учебный план МБДОУ «Новобачатский детский сад комбинированного вида» составлен на основе нормативных документов, регламентирующих составление планов для образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
- Письмо Министерства и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО».
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования от 20.05.2015г. № 2\15
Цель деятельности дошкольного учреждения по реализации основной образовательной программы: всестороннее гармоничное развитие ребенка. Создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Для реализации выше обозначенной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей, развитию речи, социального и личностного развития дошкольника.
3. Пробудить творческую активность детей, стимулировать желание
включаться в творческую деятельность, развивать способности детей по интересам.
4. На основе широкого образовательного содержания развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способности сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в поведении, поступках, в детской деятельности.
Для построения учебного плана использованы:
Учебный план разработан с учетом комплексной программы «Примерная основная образовательная программа»
Парциальные программы, технологии, методические разработки для каждой возрастной группы, которые используются для реализации комплексной программы и осуществления приоритетного направления ДОУ.
Учебный план включает в себя инвариантную (обязательную) и вариативную (модульную) части. Инвариантная часть состоит из непосредственной образовательной деятельности, которая проводятся во всех возрастных группах, по пяти образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие - предусматривает освоение первоначальных представлений социального характера, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений.
Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром, труд;
Познавательное развитие - развивает у детей познавательные интересы, исследовательскую, продуктивную (конструктивную) деятельность, формирует у дошкольника бережное и созидательное отношения к миру, создает систему представлений, которая станет фундаментом усвоения систематического курса математики.
Образовательная деятельность: Формирование элементарных математических представлений, Мир природы;
Речевое развитие - развивает все компоненты устной речи (планомерную и последовательную работу по овладению ребёнком звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем, а в старших группах подготовку детей к освоению грамоты). Чтение художественной литературы.
Образовательная деятельность: Развитие речи, Звуковая культура речи, Обучение грамоте, Чтение художественной литературы;
Художественно-эстетическое развитие - формирует интерес к эстетической стороне окружающей действительности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), подразумевает развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщать воспитанников к искусству.
Образовательная деятельность: Музыка, Художественное творчество;
Физическое развитие - предусматривает формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоничное полноценное физическое развитие детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, формирование основы культуры здоровья.
Образовательная деятельность: Здоровье, Физическая культура
Объем непрерывной непосредственной образовательной деятельности в течение недели определен в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
При организации образовательного процесса в детском саду учтен принцип интеграции образовательных областей («физическая культура», «здоровье», «безопасность», «социализация», «труд», «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка») в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста. А также реализуется вне занятий (работа проводится во всех возрастных группах) в процессе профилактической и оздоровительной работы. При проведении режимных моментов формируются культурно – гигиенические навыки и привычки.
Образовательная деятельность «Здоровье» интегрирована с образовательной областью «Физическая культура» и включена во все режимные моменты: утренняя гимнастика, гимнастика на просыпание после дневного сна, динамические паузы во время ННОД, пальчиковые и артикуляционные гимнастики 3 раза в день. Образовательные области «Труд», «Социализация» и «Безопасность» реализуются дополнительно в режимных моментах. Чтение художественной литературы в 1 младших группах также интегрировано в непосредственную деятельность детей.
Вариативная часть сформирована с учетом направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста и приоритетных направлений, предусмотренных основной образовательной программой учреждения в образовательной области. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Обеспечение разностороннего развития детей осуществляется посредством включенияв воспитательно-образовательный процесс парцальных программ: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Безопасность» Р.Б.Стеркиной. Обогащение воспитательно-образовательного процесса для осуществления приоритетного направления поддерживается следующими программами: «Декоративно-прикладное искусство и детское творчество» Грибовской, «Цветные ладошки» И.А.Лыковой – раздел «Художественно-эстетическое воспитание», О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
«Использование нетрадиционных техник в изодеятельности для развития детского творчества». Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Образовательная деятельность по реализации приоритетного направления осуществляется во вторую половину дня для детей среднего и старшего возраста, не более 1 раза в неделю, продолжительностью 25 мин. Для детей младшего возраста от 2 до 4 лет реализация приоритетного направления осуществляется интегрировано через игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную деятельность.
Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня. В теплое время года вся образовательную деятельность допускается осуществлять на игровой площадке, участке, во время прогулки.
В середине образовательной деятельности проводится физкультминутка. Перерыв между образовательными деятельностями – не менее 10 минут.
Общая учебная нагрузка по всем направлениям развития составляет:
|
|
Количество образовательных деятельностей |
Максимально допустимое количество образовательной деятельности в неделю в первую половину дня |
Допустимый объем образовательной нагрузки в день |
Продолжительность образовательной деятельности |
1 младшая группа |
от 1,6 до 3 лет |
10 |
Не больше 2 |
20 минут |
10 мин |
2 младшая группа |
от 3 до 4 лет |
12 |
Не больше 2 |
30 минут |
15 мин |
Средняя группа |
от 4 до 5 лет |
13 |
Не больше 2 |
40 минут |
20 мин. |
Старшая группа |
от 5 до 6 лет |
15 |
Не больше 2 |
45 минут |
25 мин |
Подготовительная группа |
от 6 до 7 лет |
17 |
Не больше 3 |
1,5 часа |
30 мин |
Коррекционное направление
С целью осуществления коррекционной работы в ДОУ функционирует логопункт, коррекционно-развивающая работа осуществляется учителем-логопедом. Коррекционно-развивающие занятия не входят в учебный план, занятия на логопункте проводятся малыми подгруппами, которые формируются с учетом заключения ПМПК, уровнем сформированности ЗУН детей и выводятся за пределы программы.
В коррекционной работе применяются программы: «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с воспитанниками, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания проводится подгруппами, фронтально, индивидуально. В соответствии с учебным планом ДОУ непосредственно образовательная деятельность физкультурно - оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени реализуемой общеобразовательной программы.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-7 лет составляет 5,5-6 часов.
При составлении режима учитывались продолжительность частей занятий, их особенности, используемые методы (активный, пассивный, наглядный и т.д.), плотность занятий, двигательная активность.
Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста. Данный режим дисциплинирует дошкольников, улучшает аппетит, сон, повышает работоспособность, что способствует их нормальному психо-физическому развитию и укреплению здоровья.
Переходный период к началу учебного года (с 1 по 15 сентября) предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. В этот период организуется индивидуальные занятия с детьми, проводятся диагностические срезы.
Проводимая система мониторинга не приводит к увеличению нагрузки на детей, т.к. осуществляется в процессе непосредственно образовательной, игровой деятельности, повседневной жизни ребенка в детском саду, путем наблюдений и бесед.
Педагогическая оценка уровня детского развития, отслеживание результатов освоения образовательной программы детьми проходит в процессе совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка (непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) и самостоятельной образовательной деятельности воспитанников – в течение двух недель в сентябре и двух недель в мае.
Учебный план МБДОУ «Новобачатский детский сад комбинированного вида» является средством реализации базовых стратегических ориентиров образовательного учреждения; координирует содержание образования и планирования предметного наполнения; учитывает нагрузку детей; обеспечивает преемственность в обучении и воспитании; служит основанием для планирования соответствующего ему научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса для разработки учебных рабочих программ.
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
на 20145 – 2016 учебный год
Наименование |
Сроки |
Количество |
Продолжительность учебного года |
01.09.2015 г. – 31.05.2016 г. |
36 учебных недель |
Проведение зимних каникул |
11.01.2016 г. – 15.01.2016 г. |
5 дней |
Режим работы ДОУ в холодный период года |
01.09.2015 г.– 31.05.2016 г. 5 – дневная рабочая неделя, с 7.30 до 19.30 ежедневно |
38 недель |
Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: |
|
|
первичный мониторинг |
01.09.2015 г. – 12.09.2015 г. |
10 дней |
итоговый мониторинг |
16.05.2016 г. – 30.05.2016 г. |
15 дней |
Праздничные дни в 2014 – 2015 учебном году: |
|
|
День народного единства |
04.11.2015 |
1 день |
Новогодние праздники и Рождество Христово |
01.01.2016г. – 10.01.2016г. |
10 дней |
День защитников Отечества |
23.02.2016 г. |
1 день |
Международный женский день |
08.03.2016 г. |
1 день |
Праздник весны и труда |
01.05.2016 г. – 03.05.2016 г. |
3 дня |
День Победы |
07.05.2016 г. – 09.05.2016 г. |
3 дня |
День России |
12.06.2016 г. |
1 день |
Перечень проводимых праздников для воспитанников
01.09.2015 г. - День Знаний
12.10.2015 г. – 16.10.2015 г. - Праздник осени (по возрастным группам)
23.11.2015г. - 27.11.2015 г. - День матери
28.12.2015 г. – 30.12.2015 г. - Новогодние утренники (по возрастным группам)
22.02.2016 г. - День Защитника Отечества
03.03.2016 г. – 07.03. 2015 г. - Международный женский день
12.04.2016 г. - День Космонавтики
22.04.2016 г. - День Земли
05.05.2016 - 06.05.2016 г. - День Победы
15.05.2016 г. - День семьи
30.05.2016 г. - Выпуск в школу
10.06.2016 г. - День России