Консультация  для воспитателей по теме:
«Обучение детей рассказыванию»

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его развития.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:

  1. Словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее полно и точно),
  2. Формирование грамматического строя речи (умения выражать свои мысли простыми и распространенными предложениями, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа и падежа).
  3. Воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).

Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.


ПЕРЕСКАЗЫ

Сказка про льва.

Цель. Учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам.

Оборудование. Картинки, на которых изображены лев, ворона, осел, лиса, человек.

Ход занятия.

Педагог рассказывает детям сказку.

«Жил был на свете огромный лев. Однажды пошел лев по лесу побродить, на других посмотреть. Идет и кричит: «Я самый сильный». Пролетала мимо ворона. Услышала она хвастливую речь. «Каррр! Не хвались, глупый лев. Самый сильный на свете – человек!»

Побежал лев человека искать, чтобы силою с ним померяться. Бежал-бежал и  увидел какого-то странного зверя с длинными ушами. Зверь так громко ревел, что лев вначале испугался, но потом расхрабрился, грозно спросил его: «Ты человек?» - «Ну какой я человек? Я осел. Человека я видел вон за той горой».

Бежит лев дальше. Встретилась ему лиса. Лев спрашивает: «Ты человек?» - «Что ты! Я просто лисичка-сестричка. Человек там за горой». Отпустил лев лисичку и побежал искать человека. Бежал-бежал и вдруг провалился в глубокую яму. Попытался он вылезти из нее, но не смог. Заплакал лев с горя. Видит, кто-то подошел к яме. «Добрый зверь, - сказал лев, - вытащи меня из ямы!» - «Я не зверь, а человек. Так и быть, помогу выбраться». Накинул человек льву на лапы веревку и помог выбраться на волю. Опустил голову грозный лев и ушел в лес».

Прочитав сказку, педагог проводит словарную работу: выясняет непонятные детям слова и выражения. Затем приступают к выяснению смысла рассказа: кто же на самом деле оказался сильнее?

С помощью педагога делят текст на части. Затем дети приступают к пересказу сказки по опорным картинкам. Педагог может предложить детям драматизацию этой сказки, а также поупражнять детей в отсроченном пересказе, попросив пересказать сказку на следующем занятии или через занятие.


Спор животных

Цель.  Учить детей последовательному пересказу.

Оборудование. Маски коровы, лошади, собаки.

Ход занятия.

Педагог читает детям рассказ К. Ушинского «Спор животных».

«Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

- Конечно, меня, - говорит лошадь. – Я ему дрова из лесу вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

- Нет, хозяин любит больше меня, - говорит корова. – Я его семью молоком пою.

- Нет, меня, - ворчит собака. – Я дом его стерегу.

    Услыхал хозяин этот спор и говорит:

- Перестаньте спорить по – пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».

Далее педагог задает вопросы по тексту:

Кто стал спорить?

О чем спорили животные?

Что сказала лошадь?

Что сказала корова?

Что сказала собака?

А что сказал человек?

Затем педагог распределяет роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям, а после этого кто-то из детей пересказывает текст целиком.


Хотела галка пить

Цель. Учить детей подробному последовательному пересказу (рассказ Л.Толстого «Хотела галка пить»).

Оборудование. Фланелеграф, фигурки галки, кувшин, камешки.

Ход занятия.

Перед детьми фланелеграф, на котором стеклянный кувшин, на дне которого вода, и птица галка.

«Это галка, - показывает и рассказывает педагог, - а это кувшин. Галка и кувшин. Они совсем не похожи друг на друга. Высокий, стеклянный – это? (кувшин). Черная, большая – это? (галка). Угадайте, про кувшин или про галку можно сказать так: умная. Правильно. Умная галка. Итак, какой я показала вам кувшин? (Высокий, стеклянный). А как охарактеризовала галку? (умная, черная, большая птица). Посмотрите, а что это галка делает? (Манипулируя фигуркой птицы, показывает, как галка ходит воуруг кувшина, заглядывает в него, опускает в кувшин клюв).

Зачем она опускает в кувшин клюв? – размышляет педагог. – Чего хочет? (Пить хочет). А почему не пьет, если пить хочет? (Не может достать воды. Вода на самом дне). Как же быть? Как помочь птице?». Педагог выслушивает детей. Говорит, что есть и еще одна возможность помочь галке. Ставит перед детьми стеклянный кувшинчик и начинает бросать в него камешки. Спрашивает детей, что они заметили. То, что вода поднимается к краям кувшина. Бросает камешки до тех пор, пока вода не поднимется до краев кувшина. Объясняет, что такой способ добывания воды из кувшина придумала сама птица галка. Об этом Лев Толстой, замечательный русский писатель, написал маленький рассказ «Хотела галка пить…». «Сейчас я вам его прочту,» - говорит педагог.

Педагог читает рассказ, затем спрашивает, о чем он. Выслушивает и обобщает ответы детей: «Галка, как и мы с вами, бросала в воду камешки. Вот какая умная птица. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте внимательно, так как затем будете его пересказывать». Педагог читает рассказ и вызывает его для пересказа несколько детей.


Лиса и рак.

Цель. Учить детей подробному пересказу (русская народная сказка «Лиса и рак».

Оборудование. Маски лисы и рака.

Ход занятия.

После двукратного чтения сказки проводится беседа, в ходе которой дети отвечают на вопросы педагога, отражающие основные моменты сюжета. Дети уясняют, как сообразительность рака помогла ему проучить лису.

«Что при встрече сказала лиса раку?» - «Давай с тобой перегоняться». – «Как проговорила она эти слова?» - спрашивает педагог и предлагает детям передать с помощью интонации самоуверенность лисы. «А как вы думаете, сразу или немного помедлив ответил лисе рак?» педагог не только подтверждает правильный ответ («Да, он, наверное обдумывал, как провести лису, и ответил не сразу «), но и поясняет: «Значит, когда рак, он уже знал, как перехитрить лису, поэтому говорил с уверенностью, с усмешкой». По просьбе педагога один из детей пробует произнести ответ персонажа с соответствующей интонацией.

«Что же сделал рак, чтобы перехитрить лису? – продолжает беседу педагог. – Правильно, он уцепился лису за хвост». В этой фразе педагог акцентирует внимание на слове «уцепился», чтобы дети запомнили его и употребили в пересказе. Отвечая на вопрос: «А когда рак отцепился?» - дети конкретнее представляют себе описанную в сказке ситуацию: чтобы оказаться впереди лисы, рак отцепился только тогда, когда лиса, добежав до места, обернулась назад и вильнула хвостом. «Что услышала лиса?» - это вопрос побуждает дошкольников воспроизвести самый конец сказки – слова рака: «А я тебя уже давно тут жду». Педагог предлагает детям произнести эту фразу выразительно, с усмешкой в голосе, подчеркнуто выделяя слово «давно». В заключение педагог спрашивает, что можно сказать о лисе и раке, и помогает охарактеризовать сказочных персонажей. После этого несколько детей рассказывают сказку, а затем разыгрывают ее в лицах.


 ТЕКСТЫ   ДЛЯ   ПЕРЕСКАЗА

 Котята.

  У кошки мурки котята. Котята пищали. Мы им дали молока. Котята поели, а потом уснули. Мы назвали котят Пушок и Мурзик.

Зайчата.

Было лето. Алеша и Вова зашли в чащу. Тут Алеша увидел зайчат. Он быстро накрыл их платком. Зайчат принесли домой. Теперь они живут в детском саду. Там есть уголок живой природы.

В лесу.

Дело было вечером. Ваня шел с дедом по лесу. Стало темно. Видит Ваня – под деревом черное пятно. Ваня подумал: «Это медведь» - и полез на дерево. А это был пень. Пень испугал Ваню.

Воробей.

Зимой воробей живет около дома. Он ест там крошки, корки, зерна. Голодно ему зимой. Голодно и галке, и вороне, и сороке.

Сделай им кормушку. Насыпь в кормушку крошек и зерен. Корми зимой птичек. Они летом берегут наши сады и огороды.

 Лиса.

Зимой лиса часто ходит в деревню. Заберется в курятник и утащит курицу себе и лисятам. Прибежит домой, а лисята ее уже поджидают. Кинет она им курицу, сядет рядом и смотрит, как они едят.

Мыши.

В чулане на полу была щель. Залезли мыши в чулан. Они возились в чулане и пищали. Съели мыши в чулане сало.

Пустили на ночь кота в чулан. Сидит кот в чулане, ждет мышку. Выбежала мышка. Кот схватил добычу.

Кормушка.

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом поклевали весь хлеб.

На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Товарищи.

Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть.

Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.

Верный друг.

У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на реку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташа упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу.

 Щенок.

Шла Таня из школы. На дороге она увидела маленького щенка. Он сидел у забора и выл. Таня погладила щенка. Он стал лизать Тане руку. Таня взяла щенка домой. Дома Таня дала  ему молока. Потом Таня положила щенка спать у печки. Щенок привык к Тане. Таня заботилась о нем.

Синичка.

Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной дети выпустили синичку на волю.

Злой мальчик.

Володя был на дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у нее кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват и терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».

Кошка и ёжик.

Пришли дети домой из леса и принесли  ежа. Кошка Мурка цап его лапой. Ёж быстро спрятал голову и выставил свои острые колючки. Уколола кошка лапу и ушла в угол. Мурка стала лизать лапу, а на ежа не смотрела.

Храбрый ёж.

Был в лесу старый пень. Тут в дупле сделал ёж гнездо. В гнездо он натаскал  травы. Стало тепло и мягко. Днем ёж спал, а вечером выходил на охоту. Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошел искать пищу. Не нашел ничего и идет домой. Вдруг увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Он разорвал змею и стал ужинать.

Утка и утята.

Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вылетела утка. Юра и Яша подошли к кусту. Из-под куста выбежали маленькие утята и побежали к матери. Они еще не умели летать. Мальчики стали смотреть, что будет дальше. Утка спустилась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Утята один за другим спустились в воду. Они поплыли за уткой. 

Птичий двор.

В колхозе большой птичий двор. На дворе гуляют гуси и гусята, утки и утята, куры и цыплята. Птиц кормит птичница бабушка Настя. Ей помогают Таня и Катя. Они кормят гусят, утят и цыплят.

На реке.

Люба и Таня пасли гусят на реке. Утята были маленькие. Вдруг прилетел к реке коршун. Он схватил одного утенка. Девочка закричала. На крик прибежал Ваня. Ваня стал бросать в коршуна камни. Коршун выпустил утенка и улетел.

Игрушки.

На елке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.

Уборка.

Мама ушла на работу. Катя и Варя были дома. Они решили убрать комнату. Катя взяла тряпку и ведро с водой. Она чисто мыла пол. Варя вытирала пыль со шкафа, со стульев. Потом Катя и Варя мыли посуду. Когда пришла мама, все было чисто.

Зайка.

Был у Мити зайка.  Он был ручной. Зайка любил прыгать. Один раз Митя забыл закрыть клетку, и зайчик убежал в садик. Стал Митя зайку искать. искал, искал, а зайка сидит под кустом. Митя взял зайку и отнес домой.

Кот.

Жил у нас кот. Звали кота Дымка. Был он гладкий, хвост пушистый. Хорошо умел Дымка мышей ловить. Чуть зашуршит в углу – Дымка уже там. Чует кот добычу. Часто ловил Дымка глупых мышат себе на ужин.


Рассказ Незнайки.

Цель. Учить детей работать с деформированным текстом.

Оборудование. Незнайка, конверт с письмом.

Ход занятия.

Педагог открывает конверт и обращается к детям: «Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я его прочитаю: «Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу».  Получился рассказ у Незнайки?» - «Не получился». – «Почему?» - «Он рассказал все не по порядку». – «Давайте исправим это  рассказ. Расскажите все по порядку. Как  вы думаете, что было сначала?» - «Лиза мыла розу». – «Что случилось потом?» - «Лиза занозила руку». – «Чем кончился рассказ?» - «Врач вытащил занозу».

Затем дети самостоятельно пересказывают текст в правильной последовательности.

В дальнейшем можно упражнять детей в составлении рассказов из деформированных текстов. Ниже даны примерные тексты.


Рыбалка.

Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.

Почему рассказ называется «Рыбалка»?

Мыльные пузыри.

Взяли соломинки и стали пускать пузыри. Потом положили мыло и размешали. Сначала они налили в таз воду. Маша и Саша решили пускать мыльные пузыри.

Почему рассказ называется «Мыльные пузыри»?

 

Один раз Лида упала. Лида пошла на каток. У Лиды коньки. Потом она каталась хорошо.

 Какое название можно придумать к этому рассказу? Почему?


 

Скачать полную версию