Физкультурно – оздоровительная деятельность ДОУ.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Система физкультурно-оздоровительной работы включает в себя:
- Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики;
- НОД по физическому развитию
- Проведение динамических пауз между НОД;
- Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
- Организация оздоровительного бега в конце прогулки;
- Гимнастика после дневного сна;
- Коррекционная работа с детьми по развитию движений;
- Организация занимательной двигательной деятельности различного типа; пальчиковые игры и упражнения;
- Самостоятельная, двигательная деятельность детей;
- Организация досугов, праздников;
- Проведение «Дня здоровья», в летнее время «Недели здоровья»;
- Организация работы с семьёй.
Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста отводится непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию. Необходимое условие – доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость
При организации самостоятельной деятельности дошкольников педагоги используют личностно-индивидуальный подход. У детей с высоким уровнем ДА (гиперактивные дети), преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег наперегонки, друг за другом, бег на скорость, с ловлей и увертыванием, прыжки в длину с разбега, прыжки через короткую скакалку, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей.
У детей с низким уровнем ДА (малоподвижные дети) преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые, игры с песком и со снегом, с кольцебросом, городки, серсо и т.д.), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. У них отмечается довольно устойчивый интерес к сюжетно-ролевым играм, при этом сюжеты и действия однообразны (качание куклы, кормление, укладывание спать, обычная ходьба и т.д.). Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях
Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ
Мы определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Беседа с родителями о здоровом образе жизни
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно- практической деятельности, поэтому мы используем интегративный подход к организации занимательной деятельности детей.
В процессе ознакомления с образовательной областью «Познание» ознакомление с окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.
Чтение художественной литературы о здоровье
На НОД экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Расширяем представления о ЗОЖ через: ролевые игры « Больница», « Аптека», « Семья», чтение художественной литературы : «Сказка про ногти», «Грязнуля Витя» И.Губина, « Птичка Тари», « Зубик-Зазнайка», « Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём.
Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.)
Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенной красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:
Оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия
Дыхательная и звуковая гимнастика
Самомассаж и массаж
Релаксация
Музыкотерапия
"Удав"
Нестандартное оборудование "Осьминожка"
Организация оздоровительной деятельности дошкольников:
- Организация режима дня;
- Организация питания;
- Организация жизнедеятельности детей в период карантинов;
- Система закаливания в ДОУ;
Организация режима дня включает:
1.Рациональное построение режима дня с учётом сезона.
2.Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию:
- влажная уборка помещений
- проветривание
- кварцевание групповых помещений.
Питание-залог здоровья
3.Правильная организация двигательного режима, отсутствие перегрузки режимных моментов.
4.Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни:
- Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
- Развитие преставлений о строении собственного тела, назначении органов(старший возраст);
- Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
5.Санитарно – просветительская работа с родителями о соблюдении режима в семье.
Организация питания:
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающим нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, фруктовые напитки, лимонный чай, молоко.
Организация системы закаливания.
важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Закаливающие мероприятия проводятся в течение всего дня. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Большую радость детям доставляет процедура закаливания солнцем, которая осуществляется на прогулке в летнее время. Воспитатели начинают процесс закаливания со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца (5–6 минут), а затем вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т.е. детей раздевают до трусов и майки, а затем оставляют в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40 -50 минут.
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. В оздоровительной деятельности педагоги используют обширное умывание, ножные ванны, обливание ног, обливания рук до локтя , в младших группах сухое обтирание. Обливание ног проводится перед сном, хождение по дорожкам здоровья после сна.
В результате закаливания дети стали менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
В группах заведены тетради закаливания, в которых ежедневно отмечают температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, реакцию на нее ребенка.
Закаливающие мероприятия проводятся под руководством старшей медсестры, которая с учетом состояния здоровья детей и местных условий определяет вид и дозировку закаливающих процедур.
Работа с родителями
Понятие “Здоровье” коллектив ДОУ рассматривает в широком социальном аспекте, который включает в себя физическое, психологическое и социальное здоровье ребенка. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные памятки, буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
«Расти здоровым, малыш» Колчегошева Н.А.воспитатель логопедической Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ. В октябре 2013г. прошли открытые занятия во всех группах совместно с родителями "«Поможем зайчику быть здоровым» провела занятие Зубарева Н.В. воспитатель 2 младшей младшей группы. «Семейный калейдоскоп» Осетрова Т.В.воспитатель старшей группы. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» . Алексеенко Н.Н.воспитатель средней группы.
группы. «Спортивный праздник» Бартасова И.С. воспитатель 1 младшей группы.
Кроме того, родители и дети проявили себя в играх-соревнованиях: «Зов джунглей», «Олимпийские игры», «Веселые старты»
Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику:
- Единство целей и задач в воспитании ребёнка.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания детей в ДОУ.
- Индивидуальный подход к каждой семье.
- Взаимное доверие и взаимная помощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает:
- ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития;
- целенаправленную работу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и теплового режима и т.д.
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
- обучение конкретным методам и приёмам оздоровления (массаж, самомассаж);
- ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ;
- обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления ( пальчиковым играм, элементам фитбола);
Для повышения уровня знаний в области воспитания привычки к здоровому образу жизни, на базе ДОУ планируем создать клуб «Папа, мама, я - спортивная семья».
Результативность педагогического опыта.
Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы с педагогами ДОУ, которое выразилось в следующих результатах:
значительно снижено количество пропусков по болезни.
Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 11 % и составляет 46 %.
Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 42% и составляет 81%.
Уровень профессионального роста педагогов:
Количество педагогов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесохраняющей среды в ДОУ и проведению здоровьесохраняющих мероприятий, увеличилось на 31% и составляет 89%.
Значительно повышена мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здоровьесбережению воспитанников ДОУ.
Количество педагогов, систематически и методически грамотно использующих здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах, увеличилось на 27% и составляет 83%.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группах: изготовлено много нетрадиционных пособий для повышения двигательной активности: массажные дорожки здоровья, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики, коррекции плоскостопия).
Для успешной работы по приобщению родителей и педагогов к ЗОЖ, разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ